«Городской ландшафтный дизайн»
18 июня 2020

За последние несколько десятилетий отечественная ландшафтная архитектура пережила несколько самых разных периодов своего нелёгкого пути. От садово-парковой пышности советских времён до презрительного утверждения, что в ландшафтники идут несостоявшиеся архитекторы.
image~117601;4.jpeg WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.37.jpeg
И профессия «ландшафтный дизайнер» на долгие годы стала синонимом легкомысленного увлечения «новых русских» благоустройством своих богатых загородных владений. Нелепые дворцы вырастали в окружении искусственных экзотических пальм, на которых изумлённо чирикали простые российские воробьи. Взор коробили «альпийские горки», где в муках обречённо засыхали розовые кусты, никоим образом не предусмотренные природой расти на каменистых уступах... И только в самом страшном сне можно было представить себе загородные резиденции, встречавшие гостей целыми отрядами кладбищенских скульптур в виде гномиков, русалочек и прочих обитателей сказочных страшилок... Так бы и заглохла профессия ландшафтного архитектора, если бы в этой печальной истории не появились новые люди, новые имена специалистов, чётко и точно характеризующих понятия и термины, которыми оперирует архитектура вообще и ландшафтная архитектура в частности.


WhatsApp Image 2020-06-09 at 15.49.34.jpeg WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.33.jpeg
Одним из первых, а в России так и просто первым архитектором, который переосмысли понятие «городской ландшафт», стал Валерий Анатольевич Нефёдов. Блестящий учёный, последовательный практик, гениальный учитель, воспитавший своих учеников в равном уважении к профессии и окружающему миру, он неустанно повторял фразу, ставшую «кодом» ландшафтной архитектуры: «Дизайн – это всегда поиск нестандартных решений». Такое определение навсегда примирило архитекторов-градостроителей, урбанистов, ландшафтных дизайнеров, скульпторов, монументалистов, создателей малых архитектурных форм и художников, работающих в жанре «street art». Всех, кто стал последователем Школы ландшафта Валерия Нефёдова.

Многие коллеги называли его «западником», так как большинство своих научных теорий Валерий Анатольевич строил на основе мирового опыта работы с городским ландшафтом. Он постоянно путешествовал, ездил, смотрел, вывозил российских студентов в специальные туры, основой которых было предметное изучение жизни городского ландшафта в разных странах мира, читал лекции и вёл мастер-классы в США, Китае, Франции, Италии, Германии. Но зачастую «опытной площадкой» становились самые необычные места. Так, развивая свою теорию мини-парков как мест отдыха шаговой доступности в условиях современного города, Валерий Анатольевич преобразил территорию рядом со своим обычным многоквартирным домом в Санкт-Петербурге. Сейчас этот городской оазис его друзья, соседи, ученики, близкие люди считают местом силы. Или местом памяти...

WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.32.jpeg WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.28.jpeg
Валерия Нефёдова не стало в январе 2018 года, он долго и мужественно боролся с болезнью, до последнего дня продолжая собирать материалы для очередной монографии. При жизни он успел издать четыре книги. Одна из них – «Городской ландшафтный дизайн» – переиздана в этом году, поскольку желающих её приобрести больше, чем предыдущий тираж.

Целью книги является развитие у читателя способности видеть нестандартные архитектурные решения, понимать их смысл, научить искать и находить пути к созданию гармоничной городской среды с помощью оригинальных ландшафтных объектов, следуя современным мировым трендам и тенденциям и находя ресурс для постоянного обновления.

WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.32 (1).jpeg WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.34 (1).jpeg
Всё, что создано в мировой практике в наступившем XXI веке в области ландшафтного дизайна, представляет особый интерес именно с точки зрения понимания тенденций. Отказ от устаревших норм и догм, но при этомбесконечно уважительное отношение к архитектурному и ландшафтному наследию, осмысление сделанного предыдущими поколениями и современниками и собственный взгляд на существующий мир, – всё это предполагает развитие творческой инициативы, креативной независимости, без которых трудно представить специалиста нового века: архитектора, урбаниста, дизайнера, художника.


Почему на городской улице или во дворе мы не ощущаем себя так же комфортно как дома? При этом мы мечтаем, чтобы благоустройство среды по уровню комфорта и эстетической составляющей у нас было на таком же высоком уровне, как в развитых странах. Что для этого сделать и какую роль играет ландшафтный дизайн? Ответ на эти вопросы даёт автор, активный сторонник прогрессивных технологий в области ландшафтного дизайна.

WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.35.jpeg WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.36.jpeg
На основе многочисленных примеров из современной международной практики автор учит понимать мировые тенденции в области ландшафтного дизайна и создавать новые решения на их основе. В книге рассматриваются возможности ландшафтного дизайна в интеграции архитектурных объектов с их природным окружением, в трактовке компонентов городского ландшафта, в организации открытых пространств и жилой среды. Анализируются приёмы ландшафтного дизайна поверхности земли, форм растительности и рельефа, светового дизайна, водных устройств, скульптуры и лэнд-арта. Книга содержит более 800 авторских фотографий и не имеет аналогов в отечественной литературе.

WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.34.jpeg WhatsApp Image 2020-06-07 at 15.01.35 (1).jpeg
Мы представляем сегодня читателям «Городской ландшафтный дизайн» Валерия Нефёдова. Вслед за этим изданием познакомим и с другими книгами замечательного автора, человека, прожившего всю свою жизнь в поиске нестандартных решений.

Следите за нашей информацией в рубрике «Библиотека».